Просмотров: 2,748

Какой должна быть логика лоскутного шитья?

А нужна ли какая-либо логика в лоскутном шитье, думают многие,- ведь и так всё ясно и понятно? Надо сразу сказать, что логика, а вернее методология построения лоскутного построения необходима. По большому счёту, любое лоскутное произведение имеет какую-то свою внутреннюю логику,- что к чему приставить, что куда и к чему пришить и как. И осуществление данной работы требует большой усидчивости, умения скрупулёзно работать. Тем не менее, хочу сказать, что данный тип логики примитивен, и не позволяет выйти за рамки ремесленной работы в лоскутном шитье. Чтобы создать интересное художественное произведение в технике лоскутного шитья, необходимо не просто логика, а ещё и методология построения художественного произведения.

Ведь что происходит при обычном, или традиционном подходе, когда работа ведётся на  уровне сшивания простых блоков в виде геометрических органментов? Женщина осуществляет чаще всего только часть того, что подразумевает художественное произведение. То есть в своей работе использует в основном, только технические средства выражения. И именно эта сторона является для неподготовленной лоскутницы главенствующей, часто даже довлеющей. И это, помимо тех усилий, которые тратятся для поисков по интернету (высунув язык) готовых схем, которые можно было бы повторить. А вот при изготовлении художественного произведения в лоскутном шитье, техническая сторона вопроса уходит на второй план, перестает довлеть, а поисковая часть процесса, исчезает совсем. Всегда проще создать своё, чем найти чужое.

Так в чём же разница или особенность художественного построения лоскутного произведения, по сравнению с обычным? А в том, что необходимо знать законы использования художественных средств выражения. Их не так уж и много, и, о большинстве из них каждый из нас уже слышал. Но вот почему-то использовать мало кто научился, за исключением художников-профессионалов, да и среди тех существует масса халтурщиков. Так в чём же тут (как говорят дети) «фишка», как надо использовать художественные средства выражения, чтобы получать неизменно интересные и качественные лоскутные произведения? И тут не существует никаких особых секретов, однако, есть некоторые моменты методологического плана, которые необходимо знать.

Необходимо знать о том, как сгармонировать между собой разные законы, и как на основе данной гармонизации объединить их в некую системную цельность. Ведь что такое композиция в лоскутном шитье, и чем она отличается от простого или обычного лоскутного шитья? При обычном подходе происходит сшивание блоков заданной схеме. Забота лоскутницы состоит в том, чтобы не перепутать элементы схемы между собой, ну и как швея, чтобы аккуратно всё сшить. При художественном подходе данные моменты уходят на задний план, уступая место тому, что имеет вполне чёткие имена и названия,- законам пропорции, симметрии, соразмерности, тектоники, ну и ещё ряду других. Даже при работе с использованием всего одного лишь закона, к примеру, пропорции (или любого другого), уже появляется возможность создавать композиции, которые вполне можно будет причислить к художественным произведениям. И так, с каждым из законов, взятых в отдельности. Но ведь существует ещё и возможность комбинировать эти законы между собой. Тогда творческие возможности многократно увеличиваются. И, надо сказать, что художественное произведение появляется в результате гармоничного соединения разных законов художественного конструирования.

И тут, опять возвращаемся к тому, с чего начали,- чем же будет отличаться художественное произведение от ремесленного? Тем, что художественное произведение будет обращаться к душе человека. Задевать так сказать «струны души», а ремесленное задевает в первую очередь внешние раздражители,- зрение, и приводит к необходимости умственного анализа, который заканчивается в основном на дилемме «нравится – не нравится». В художественном произведении нет понятия «нравится», и, тем более «о, как красыва». В хорошем произведении искусства есть взаимодействие души с произведением, в плохом его нету.

К сожалению, этого не скажешь, глядя на большинство современных предметов, выполненных в технике лоскутного шитья, или как любят у нас модничать «пэчворка». Каждая работа, чаще всего, представляет собой нагромождение блоков, которые так или иначе собраны между собой, но в целом, работа не содержит в себе никакой системности. Во многих работах увидеть признаки какой-либо логики трудно. Нет ни единства цвета, ни, даже единства цветовых форм. Единственное что ещё соблюдается, так это повторяемость формы самих блоков, которые, в основном, являются тиражированием одного и того же участка (или блока), и связывание таких блоков между собой. Печальная картина получается. В такой работе единственное чем можно восторгаться, так это тем, что кому-то хватило терпения всё это разрезать, собрать и сшить.

Чтобы ваша работа засияла надо не так уж и многое. Соразмерность форм, создание динамики линий за счёт изменения пропорциональных отношений, ну и ещё некоторые моменты связанные, не столько с технической стороной вашего произведения, сколько с художественной. Все эти вещи легко постигаются при желании.  

Похожие записи:

Почему мы говорим лоскутное шитьё и не любим иноземные пэчворк и квилт
Сегодня, на просторах интернета и в книгах, при упоминании техник лоскутного шитья, часто стараютс...
Лоскутное шитье,- ремесло или искусство
Как-то мало кто ставит перед собой такие вопросы как то,- что есть лоскутное шитьё, ремесло или иску...
Лоскутная фантазия. Художественная аппликация
Хорошо, когда мы умеем фантазировать. Особено если это творческие фантазии, воплощеные в такой пре...


You must be logged in to post a comment.